Равиль Гайнутдин: Узбекистан должен вернуть имена своих великих ученых

В современных условиях многочисленных вызовов и угроз важное значение приобретает обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности. В данном направлении Узбекистаном предпринимаются действенные шаги по ограждению населения от негативных явлений, укреплению в обществе атмосферы мира.

Информационное агентство «Жахон» поинтересовалось размышлениями на этот счет председателя Духовного управления мусульман и Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Вот что сказал видный общественный и религиозный деятель в беседе с нашим корреспондентом.

– Ас-салям алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Прежде всего, я хотел бы выразить искреннюю благодарность средствам массовой информации Узбекистана, которые обратились ко мне за интервью. Это свидетельствует о той весомой позиции, которую мусульманское духовенство занимает в обществе, тысячелетнем авторитете мусульманских лидеров.

Имамы, алимы и муфтии должны внимательно отслеживать политические и общественные процессы, которые доминируют в том или ином регионе или мире в целом. Вместе с вами мы являемся свидетелями того, что весь мир, включая мусульманские государства, находится в ситуации кризиса и нестабильности. Те лидеры, общины и целые государства, которые когда-то считались островками благополучия, оказались в центре настоящего цунами. Это не могло не сказаться на мироощущении всей мусульманской уммы, ибо было сказано Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха): «Верующие подобны единому телу; если один из органов заболевает, то все тело отзывается на это бессонницей и жаром» («Сахих», Муслим). Слава Всевышнему, что благодаря единству народов и их лидеров в странах СНГ царит мир. 

Каждый из нас несет ответственность за всю умму, за всю планету. Президент братского Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своей речи на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года дал свою оценку ключевым проблемам современности. Он особо отметил, что важнейшей задачей общества сегодня является «борьба за умы людей, в первую очередь молодежи». Это абсолютно верно и полностью соответствует устремлениям большинства духовных лидеров мусульман.

В частности, возглавляемое мною Духовное управление мусульман Российской Федерации, как и Совет муфтиев России, прикладывают колоссальные усилия для того, чтобы предотвратить негативные сценарии судеб мусульманской молодежи в нашей стране. А с учетом того, как тесно связывают народы Узбекистана и России узы братства и дружбы, наши инициативы могут быть актуальными и полезными для вашей республики в той же мере, как они полезны для России. Я надеюсь, что нам удастся обсудить усиление совместной работы и с политическим руководством Узбекистана, и с муфтием и ведущими алимами и имамами вашего государства.

 «Ликвидация безграмотности и невежества», как сказал Президент Узбекистана, - это ключевая цель нашей работы. Поэтому мы полностью разделяем инициативу Шавката Мирзиёева принять резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность» в рамках такой системообразующей площадки, как Организация Объединенных Наций.

Сегодня, в век открытого информационного пространства и мгновенного обмена информацией по всему миру, духовный деятель, как и общественный, равно как и политик, уже не может иметь те же компетенции, что 20-30 лет тому назад. Он должен прекрасно осознавать, что любое его слово в ту же минуту может способствовать умиротворению ситуации там, где это необходимо, либо, наоборот, взорвать мир и порядок в обществе – причем даже там, где он и не ожидает. Если имам начинает бездумно цитировать текст классического раннесредневекового источника по шариату, доказывая, что истина сокрыта именно в этих словах, он не понимает, как развивалась наша религия. Примеров, осуждающих такое «буквоедство», в истории ислама – великое множество. Так, когда второго праведного халифа Умара обвиняли в том, что он идет против предопределения Аллаха (когда он приказал отступать из местности, зараженной чумой), он в ответ очень мудро ответил: «Мы отступаем от одного предопределения Аллаха в поисках другого предопределения Аллаха».

Таким образом, современный имам должен очень чутко реагировать на тенденции сегодняшнего дня, а не просто апеллировать к готовым средневековым решениям, которые уже не могут быть воплощены в жизнь. Имам должен быть не просто грамотным, но и мудрым, и он обязан найти такие слова и дела, которые убедят и просветят молодежь. Только тогда можно будет преодолеть экстремистские идеи, которыми пропагандисты и вербовщики буквально атакуют молодых мусульман во всем мире.

Мы смело можем сказать, что почти все муфтии современной России – это выходцы бухарской богословской школы, ибо они получили знания в благословенных исламских образовательных учреждениях Бухары и Ташкента. Я лично также получил исламское образование в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре. Сегодня мы ставим в пример эти образовательные учреждения Узбекистана, когда выступаем перед мусульманской молодежью России. Бухара – это родина и колыбель знаний величайших теологов ислама. Бухоро-и-Шариф сохранила памятники архитектуры, являющиеся гордостью исламской цивилизации. Поэтому двух мнений быть не может: Бухара – это подлинная столица исламской культуры. Мы всецело поддерживаем решение ОИС по этому поводу, ибо этот священный город заслуживает этот статус. 

Очень важно, что в выступлении Президента Шавката Мирзиёева на Генассамблее ООН прозвучала тема создания научных центров в Узбекистане. Отрадно, что в Самарканде организуется Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари. И в рамках этого центра, и в работе Центра исламской цивилизации в Ташкенте мы готовы принять самое деятельное участие, ибо в последние годы российские мусульмане достигли новых высот как в деле воссоздания богословской школы, уничтоженной в годы репрессий в ХХ веке, так и в деле развития исламоведческих проектов.

Мне видится, Узбекистану стоит более активно позиционировать себя на международной арене как родину величайших исламских теологов. Если проанализировать, имена таких крупных алимов, как Бухари, Матуриди, Термизи, Замахшари, Бахауддин Накшбанд и еще с десяток других преподносится в качестве своего исконного наследия различными странами. Многое уже сделано для популяризации собственного научного и духовного достояния, но и сейчас Узбекистану стоит провести новый комплекс мероприятий для того, чтобы эти имена ассоциировались прежде всего именно с вашей республикой.

Международные конференции и семинары с участием как исламских богословов всего мира, так и духовных лидеров разных конфессий, могут помочь делу противостояния религиозному экстремизму и упрочению межрелигиозного согласия. Мы готовы сотрудничать с Узбекистаном и в этом вопросе, например, путем популяризации имен великих ученых – уроженцев узбекской земли на страницах наших книг, журналов, электронных изданий.

В заключение я еще раз хотел бы поблагодарить уважаемого Президента Шавката Мирзиёева за его теплое отношение к российскому и  узбекистанскому мусульманскому сообществу и пожелать ему успехов на его сложном и ответственном посту. В своих молитвах мы просим Всевышнего Создателя о процветании для вашей республики. Я искренне надеюсь, что дружба двух братских народов будет еще крепче, и это приведет, инша Аллах, к значимым результатам для наших государств.

 ИА «Жахон»  Москва